Отношения США с Ираном, Северной Кореей, Сирией, Венесуэлой всегда были далеко не дружественными, однако за последние годы они существенно ухудшились. На данный момент наибольшее обострение в отношениях Штатов наблюдается с – КНДР и Ираном которые, согласно политике Белого дома, представляют наибольшую угрозу для мира и региона. Недавний указ американского президента Дональда Трампа об ужесточении условий въезда на территорию США гражданам Ирана, КНДР также показал, что кризис в отношениях практически достиг максимальной отметки. В новом документе, не имеющем срока давности и который вступает в силу 18 октября, помимо Ирана и КНДР фигурируют также Ливия, Сомали, Сирия, Йемен, Чад и Венесуэла.
Согласно тексту прокламации, гражданам этих стран заморожен въезд по иммиграционным и не иммиграционным визам. Свое решение американский президент формулирует однозначно тем, что обеспечивает безопасность и интересы США. Сроки предыдущего указа, который касался шести стран, с преимущественно мусульманским населением закончились и из этого списка стран выпал Судан, хотя ранее сообщалось, что Трамп отложил решение о возможном снятии некоторых санкций с Судана до октября.
Он заявил, что властям США требуется больше времени, чтобы установить, предприняло ли правительство Судана достаточно позитивных действий, требуемых для смягчения санкционного режима, которые были введены американцами после обвинения властей страны в финансировании терроризма. Дело в том, что в первые дни своего президентства Трамп подписал указ о запрете на въезд в США гражданам из «опасных» стран, в числе которых был и Судан, позже его отменил Верховный суд.
Однако Трамп, осудив это решение, заявил, что излишняя политкорректность в вопросах безопасности, не поможет защитить американцев, а после серии недавних терактов в Великобритании американский лидер вновь заявил о необходимости введения соответствующих мер, направленных на защиту государства и страны.
В условиях нынешнего жесткого противостояния с КНДР и Ираном, очевидно, что США намерены и дальше продолжить эту риторику, которая фактически приблизилась к критической черте. К примеру, США заявили, что ударят по Северной Корее, если она не свернет свою ракетно-ядерную программу в ближайшее время. В отношении Ирана также выдвинуты угрозы в связи с его ядерной программой в виде ужесточения санкций.
Не так давно вице-президент США Майкл Пенс во время визита в Южную Корею заявил, что эра «стратегического терпения» США по отношению к ракетно-ядерной проблеме КНДР «закончилась», в этот же период последовал призыв американского президента Дональда Трампа к мировому сообществу присоединиться к санкциям против Северной Кореи.
Любопытно, что вслед за этим призывом последовала ответная реакция Северной Кореи о том, что Пхеньян не выпрашивает мира и отвечает самыми жесткими контрмерами. Учитывая, что Пхеньян располагает примерно сотней баллистических ракет малой и средней дальности, и вполне достаточно, чтобы преодолеть системы ПРО, американские военные эксперты не исключают, что в случае превентивных ударов США по Северной Корее КНДР ответит ядерными ударами по Японии и Южной Корее и даже по военным базам США в регионе.
В российском экспертном сообществе по этому поводу высказываются более скептически, отмечая, что противостояние США и КНДР больше напоминает «игру мускулами» а не перспективу серьезной военной интервенции. С другой стороны, в качестве сдерживающего фактора эксперты приводят присутствие Китая с его растущей ролью в мире. КНДР – союзник Китая, и удар по Корее будет означать удар по экономической мощи и авторитету Китая. США принципиально важно создать вокруг Китая «кольцо нестабильности», поэтому вероятность того, что противостояние между США и КНДР будет расти, эксперты расценивают как стопроцентную.
Понятно также, что в случае большой войны Китай может оказаться вовлеченным в нее, так как ситуация затронет и его интересы в регионе. Вывод такой, что США в определенной степени рассчитывают на то, что Пекин может оказать давление на Пхеньян, в первую очередь ради защиты собственных интересов в регионе. С другой стороны, в случае противостояния с Ираном примерно такую же миссию может играть Россия – как союзник по региону, интересы которого также могут оказаться под угрозой в случае серьезного американо-иранского противостояния. Таким образом, прогнозы аналитиков все больше сводятся к тому, что риторика войны и санкций со стороны США в адрес Ирана и КНДР будет набирать обороты, но вероятность начала военного противостояния на сегодняшний день недостаточно убедительна. По крайней мере, в ближайшей перспективе.
Newtimes.az